Работая с нами, Вы получаете высокое качество, объективность и надежность

т. 8 (35163) 2-79-19
моб. +7 922-748-24-62
457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Пионерская, д. 53, офис 2,
trk@tpp74.ru

logo.png

ДОКЛАД на краеведческой конференции, посвященной 270-летию города Троицка.

Сатьянов Владимир Владимирович

Заместитель начальника Троицкого таможенного поста Челябинской таможни

История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них - Мыт или Мыто, которая взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах "мытниками" или "мытчиками". Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы - таможен.

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.

Само слово «таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси в период Золотой Орды тамгой именовалась торговая пошлина.

В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно.


Теперь остановлюсь на возникновении таможенной службы в городе Троицке.


Город Троицк был основан в 1743 году Иван Ивановичем Неплюевым наместником царя Оренбургского края, как крепость Уйской укреплённой пограничной линии, на левом берегу реки Уй. Это решение было принято, потому, что испокон веков в междуречье Уя и Увельки пересекались пути, проложенные торговыми караванами купцов из Азии, Востока и Севера в Европу. И именно этому, в дальнейшем, и обязано развитие меновой и ярмарочной торговли в Троицке.

Через 2 года, в июле 1745 г (после основного завершения строительства) наместник края И. И. Неплюев с русской стороны и влиятельный среди казахов Албай-Султан открыли в Троицкой крепости меновой торг.

В ноябре 1749 года выходит указ царского правительства об открытии ярмарочной торговли в Троицке. Коменданту Троиц­кой крепости, полковнику Бахметеву было приказано, чтобы он: «...за рекою Уем... построил Меновый двор». При нем поручик Тоузаков должен был организовать таможню. Таким образом, с 1749 года в Троицке была создана таможенная служба, которая вошла в состав Оренбургского таможенного округа.

После этого на южных границах Оренбургского края стало две таможни – Оренбургская и Троицкая. В ведении Оренбургской таможни были Орская, Илекская, Гурьевская, Калмыковская, Уральская заставы, в ведении Троицкой таможни – Верхнеуральская и Звериноголовская заставы. Каждая застава играла определенную роль в торговых оборотах.

В 20 числах мая 1750 года в Троицкой крепости была открыта первая ярмарка.

По своим масштабам ярмарочная торговля Троицка уступала Ирбиту и Оренбургу, но она все же была огромной и пользовалась всероссийской известностью. В основе этой торговли лежал обмен разнообразных российских товаров на лошадей, крупный и мелкий рогатый скот.

Уже в первые годы своего существования Троицкая таможня давала ежегодный доход государству до 20 000 рублей. Для сведения – в эти времена пуд окорока свинины стоил 40 копеек, ржаной муки 13 копеек, говядины 45 копеек, годовое жалование рабочего составляло 30 рублей, гусь – 16 копеек, курица – 6,5 коп., утка – 9 коп., поросенок – 13,5 коп., 100 куриных яиц – 20 копеек.

Росту товарооборота способ­ствовали многочисленные «высочайшие повеления». А начало этим монаршим милостям торговле было поло­жено указом Елизаветы Петровны, вышедшим 28 марта 1762 года, где она провозглашала: «Всякому торгу свободну быть».

Ряд послаблений и даже поощрений торговому люду были жалованы и императрицей Екате­риной II, которая предписывала «купцам предложить торговать, где они хотят». Небезынтересен в этом отношении и акт по отмене взимания внутренних таможенных пошлин и различных мелочных сборов. А их, этих сборов-поборов, было превеликое множество, так как при заключении любой торговой сделки внутри России купцам надлежало платить таможенную пошлину в пользу казны. Кроме того, с них взимали «отвальные» и «привальные», весчие сборы, а также сборы с водопоя, с клеймения хомутов, с найма извозчиков и так далее.

Потери от внутренних пошлин и сборов правительство компенсировало тем, что были повышены таможенные пошлины на внешнюю торговлю. В частности, пошлины и сборы при заключении внешнеторговых сделок возросли до 13 копеек с рубля, вместо ранее взимавшихся 5 копеек.

Таможенный тариф 1766 года запрещал ввоз товаров, «коими в изобилии в соб­ственном государстве пользоваться можем», и в то же время создавались самые благоприятные условия для ввоза товаров в Россию, которых «произращение или завозы в государство еще не начались».

Постоянный рост ярмарочной торговли, её хорошие условия, расширение ассортимента вели к постоянному росту дохода, который приносили Троицкие таможенники госуда­ревой казне. Так, например, в июне 1837 года сумма пошлины за привозимые и вывозимые товары составила 102 с лишним тысяч рублей. Для сведения – в эти времена пуд ржаной муки 72 копеек, фунт говядины (около 410 грамм) 14 копеек, гусь – 1,20 руб., курица – 70 коп., баран – 9,5 руб., 10 куриных яиц – 23 копеек.


Таможенная политика в отношении азиатских государств существенно отличалась по целям, характеру и содержанию от европейского направления таможенной политики России. Если на западном направлении одной из основных задач была защита отечественного производителя от иностранной конкуренции, то на границе со странами Востока определяющую роль играли фискальные интересы казны и политические мотивы. Ставки Азиатских тарифов были значительно ниже применяемых на западной границе, даже в отношении предметов роскоши.

Так, один из самых востребованных в России товаров хлопок и хлопчатобумажные изделия, к примеру, в Астрахани облагались пошлиной, в 5 раз превышающую тариф в Оренбуржье. Тоже самое наблюдалось и при уплате вывозных пошлин. Все это заставляло как российских, так и восточных купцов выбирать: либо терять прибыль на пошлинах, либо отдавать предпочтение более дальней дороге, если дорожные издержки были менее затратные, чем потери на пошлинах.

С 1 ноября 1818 г. был введен новый таможенный устав и тариф. На все вывозимые товары была установлена 1%-я пошлина. Однако сырье пропускалось в страну беспошлинно (хлопок, шелк-сырец, сырая шерсть, скот, хлеб и крупы, рыба, клей).

Хорошие условия ярмарочной торговли, низкие ставки пошлины вели к расширению ассортимента, увеличению объёмов и, соответственно, к постоянному росту дохода, который приносили Троицкие таможенники госуда­ревой казне. Так, в июне 1837 года сумма пошлины за привозимые и вывозимые товары составила уже 102 тысячи рублей.

Но как бы ни строг был устав, как бы ревностно не выполняли его таможенники, немалое количество скота и товаров шло на мену в обход строгих блюсти­телей и радетелей казны.

В 50 - 60 гг. XIX в. наметился рост контрабанды, по сравнению с предшествующими годами. Если в 30 - 40 гг. сумма конфискатов не превышала 1000 руб., а иногда не достигала и 500 руб. в год, то в 50 - 60 гг. среднегодовой объем задержанной контрабанды составлял 1500-1700 руб., что являлось, с одной стороны, показателем работы таможенников, с другой, - свидетельствовало о росте объемов контрабанды на юго-восточной границе России. Для сравнения – в это время фунт ржаной муки стоил 1,5 копейки, фунт говядины – 7 коп., курица – 30 коп., утка – 40 коп., яйца – 18 коп. за десяток, корова – 35 руб., лошадь – 40 руб.

В 1854 году в Троиц­кой таможне и подведомственных ей заставах (Зверино-головской, Верхнеуральской) было задержано 30 контра­бандистов.

За поимку контрабанды из суммы, за которую продавался конфискованный товар, выдавалось вознаграждение. Чем выше была стоимость задержанного товара, тем больше было и вознаграждение.

Так, например, в июле 1859 г. за поимку контрабанды досмотрщик Троицкой таможни Перепелищев и объездчик той же таможни Вараков получили в награду 1604 рубля (по 802 руб. каждому). Для сравнения – заработок рабочего составлял 15 руб., высококвалифицированные мастера – ремесленники – 25 руб., купцы – лавочники от 50 до 400 рублей.

А в августе 1859 года еще двое объездчиков Троицкой таможни за обнаружение контрабанды получили по 438 руб. каждый. Но случаи раскрытия таких крупных партий контрабанды были редкостью. В основном тайно провозимые и запрещенные товары задерживали в небольших объемах.


О кадровом составе Троицкой таможни.


В 1777 году из чинов Троицкой пограничной таможни показаны: цолнер, переводчик, надсмотрщик, провиант-комиссары.

В 1804 году Троицкая пограничная таможня имела следующие должности: директор, цолнерь, пакгаузный, инспектор, кассир, переводчик, канцелярист, подканцелярист, копиист, досмотрщик, ваштемпель-мейстер (таможенный чиновник, вывешивающий, вымеривающий и вычисляющий товары).

Директор осуществлял общее руководство таможней и заставами, отвечал за то, чтобы пошлинный сбор проводился на основании тарифа, и следил, чтобы чиновники и служители добросовестно выполняли свои обязанности.

Кстати, первым директором Троицкой таможни был крупный помещик, имевший более сотни крепостных, Таузаков Я.А., который находился на этом посту до 1780 года. "Радетельное его, Тоузакова, о пользе казенной... старание" было отмечено Коммерц-коллегией и местными губернскими властями. При увольнении от должности, за долговременную и беспорочную службу он был награжден чином коллежского советника, который соответствовал чинам армейского полковника и флотского капитана I ранга. К коллежскому советнику было положено обращаться «Ваше высокоблагородие».

Вторым лицом в таможне был цолнер, отвечавший за поступление таможенных денег в казну и их расходование.

Пакгаузный инспектор осуществлял процедуру таможенного досмотра товаров в пакгаузе и следил, "дабы между худого товара не было смешано доброго, и без записи и без досмотра тайно ничего привезено не было". На эту должность принимали человека, имеющего навыки товароведа и разбирающегося в пушных товарах, которые в большом количестве привозились на Троицкую ярмарку.

В обязанности кассира входил сбор пошлинных денег с купечества, и выдача удостоверяющих квитанций об уплате пошлин.

Переводчик состоял в штате Троицкой таможни, в связи с тем, что основная масса приезжавших на Троицкий торг среднеазиатских торговцев и казахов не владела русским языком.

Канцелярские чиновники (канцелярист, подканцелярист, копиист) занимались не только повседневным делопроизводством, но и составляли таможенную отчетность: месячные, третные, полугодовые и годовые ведомости, которые направлялись в Сенат, Коммерц-коллегию, Монетный департамент, оренбургскому губернатору и в другие немаловажные адреса.

Досмотрщики должны были осуществлять проверку товаров, препятствовать беспошлинной торговле и пресекать контрабанду. Все досмотрщики определялись в основном из отставных унтер-офицеров. Досмотрщики были обязаны знать «грамоту», то есть уметь читать, писать и знать четыре правила арифметики.

Вагштемпель-мейстер взвешивал, вымеривал и вычислял количество товара и опечатывал их таможенными штемпелями. При этом он наблюдал, не окажется ли сверх написанного в таможенном реестре другого товара, умышленно или случайно не объявленного купцами при первичном досмотре. Этот неучтенный товар он вносил в реестр и запечатывал таможенным клеймом.


Количество таможенных служителей Троицкой таможни увеличивалось пропорционально объемам Троицкой ярмарки.

1783 год – 78 служащих – (31 м./47 ж.);

1785 год – 96 – (52 м./44 ж.);

1797 год – 194 – (91 м./103 ж.);

1799 год – 204 – (106 м./98 ж.).

Кстати, до 1 июня 2010 года, момента создания таможенного союза, общая численность должностных лиц трёх таможенных постов располагающихся в городе Троицке была сопоставима и составляла 241 человек.

В первой половине XVIII в. на западной границе страны практиковалось привлечение на таможенную службу в основном купцов, хорошо разбиравшихся в торговом законодательстве и во всех тонкостях таможенного дела. Только посты директоров и оберинспекторов занимали дворяне, остальные должности комплектовались из купцов, разночинцев и солдат.

В Оренбургском крае, который в 40-50 гг. XVIII в. только начал осваиваться, не было достаточного числа купцов для привлечения их на работу в таможню. Поэтому до 1752 г. основные таможенные должности занимали офицеры и обер-офицеры, которые наряду с этим несли и военную службу.

После утверждения штатов Оренбургской и Троицкой таможен в 1752 г. Сенат направил губернатору И.И.Неплюеву «Инструкцию», в которой оговаривалось, что, «хотя по закону в таможни надлежит определять чиновников из купечества и из приказных людей, но поскольку в Оренбурге местного купечества мало, да и приказных людей в излишестве не имеется», то на таможенные должности, по усмотрению губернатора, могли назначаться другие лица «из способных и добрых людей».

Директорами Оренбургской и Троицкой таможен были, в основном, крупные помещики, имевшие сотни крепостных (как, например, И.Л.Тимашев и Я.А.Тоузаков).

Основная же часть таможенных служащих Троицкой таможни в конце 18 века были выходцами из солдатских семей (44%). Представители этой категории занимали должности досмотрщиков, целовальников, пакгаузных инспекторов, вагмейстеров и стемпельмейстеров. Вторая по величине группа – это дети таможенных служителей (13%). В основном они выполняли функции канцелярских служителей, досмотрщиков и целовальников. Значительным был показатель доли иностранцев в таможенной среде – 10,5% – поляки, чехи, немцы и шведы. Они занимали самые различные должности: от досмотрщиков до цолнера таможни. 6,5% служащих были выходцами из церковно-служительских детей, 5% - из обер-офицерских детей.

Важным является вопрос о стаже работы чиновников в таможенных структурах. На высшие посты могли назначаться только лица, которые уже имели выслугу лет в таможенном ведомстве, соответствующий опыт, были «в верности испытаны и доверия достойны». Чиновник из руководящего состава таможен и округа имел стаж службы не менее 20 лет, из них в таможенном ведомстве – около 15. Однако в последние годы существования Оренбургского округа от этого принципа часто делались отступления, и начальниками округа нередко становились чиновники из Военного министерства, не имевшие опыта в таможенном деле.

Что касается среднего звена таможни, то стаж работы этих служащих в таможенном ведомстве составлял – от 15 до 25 лет. Для низшего звена – досмотрщиков и объездчиков таможни – характерен был непродолжительный стаж работы в таможенном ведомстве (в среднем около 6 – 10 лет), но предварительно долгий срок службы в армии.

Большинство оренбургских таможенников получали либо домашнее образование, либо закончили уездные училища. Хуже складывалась ситуация в среде низших таможенных служителей. Досмотрщики были обязаны знать «грамоту», то есть уметь читать, писать и знать четыре правила арифметики, но и это они делали с большим количеством ошибок. К объездчикам же не предъявлялось и таких элементарных требований.

Вкратце, остановлюсь на связи Троицкой таможни с известным Российским адвокатом, юристом, судебным оратором и действительным статским советником – Федором Никифоровичем Плевако.

Интересным фактом с точки зрения связи таможенной службы с судьбой города Троицка является то, что отец известного Российского адвоката, Федора Никифоровича Плевако с 1832 по 1851 год прослужил в Троицкой таможне, куда он был направлен для несения таможенной службы

Его отец, Василий Иванович Плевак, летом 1832 г., в возрасте 30 лет прибыл в приграничный Троицк для службы в местной таможне. В доме директора таможни он и познакомился с будущей мамой Федора Никифоровича – Екатериной Степановой.

Брак их не был узаконен, и дети записывались как «рожденные от установившейся связи от троицкой мещанки Екатерины Степановой, девицы». Из четверых родившихся детей выжили двое: первый ребенок Дормидонт и родившийся через 4 года Федор, самый младший. Крестными родителями малыша стали простые люди – слуга Василия Ивановича, беглый крепостной Николай и кухарка Груша. Крестным отцом Дормидонта был тоже крепостной – Никифор, по его имени Феде дали отчество.

В июне 1851 года Василий Иванович Плевак вышел в отставку и переехал с семьёй в Москву.


Ежегодный рост коли­чества торговых гостей, приезжающих в Троицк, размах коммерческих дел становится главным фактором, послужившим толчком для обустрой­ства нового Менового двора и таможни.

По решению Сената в 1821 году на строительство Менового двора в Троицк из Оренбурга было направлено 100 арестантов. В мае следующего года казначейство извещало тамож­ню: «Ассигновано вновь на постройку Менового двора денег по предписанию Казенной палаты 131 тысяча рублей». В 1822 г. для Троицкой таможни и Менового двора были построены новые каменные здания.

Существенное влияние на развитие таможенного дела в Троицке оказали события 19 мая 1774 г., когда Троицкая крепость была захвачена повстанческими войсками Емельяна Пугачева; многие чиновники прежней администрации, в том числе и служащие таможни, были убиты. После "бесчинств" Пугачева в Троицкой таможне из 22 служителей в живых остались лишь директор и 2 досмотрщика.

После того, как пугачевские отряды были разбиты в сражении под Троицкой крепостью 21 мая 1774 г. и отступили, на отвоеванной правительственными войсками территории необходимо было заново создавать разрушенную таможенную систему. Из-за острой нехватки кадров, оставшиеся в живых таможенные служители были вынуждены выполнять не только свои обязанности, но и совмещать другие должности. Чтобы пополнить число сотрудников, таможенное руководство приняло решение осуществлять набор служащих из числа чиновников других ведомств, а также из детей таможенников, погибших от рук пугачевцев.

В 1868 году Троицкая таможня при Меновом дворе была закрыта, так как Оренбургский таможенный округ был упразднен в связи с переводом округа на Туркестанскую границу.


Своё второе развитие в городе Троицке таможенная служба получила 11 сентября 1992 года, когда Государственным таможенным комитетом Российской Федерации был издан приказ за № 397, который определил создание в городе Троицке Челябинской области нового – Троицкого таможенного поста со штатной численностью 9 единиц и подчинением Магнитогорской таможне. С 07 апреля 1998 года таможенный пост был переподчинен Челябинской таможне. К этому моменту штатная численность поста составляла 96 человек. В 1999 году штатная численность поста увеличилась до 108 человек, в 2002 году до 126 человек, а в 2003 году - до 166 человек. Посту была присвоена 1 категория.

С момента образования в 1992 году и до май 2004 года таможенным постом руководил Горбачев Сергей Федорович, который сумел организовать вокруг себя дружный и сплоченный коллектив, нацеленный на достижение поставленных задач.

С января 2004 года, в целях совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, Троицкий таможенный пост разделен на три таможенных поста – Троицкий пост, МАПП Бугристое и ЖДПП Троицк. Коллективы данных таможенных постов стояли на страже экономических интересов государства, каждый на своем направлении, и это было неоднократно отмечено со стороны ФТС России и УТУ признанием их лучшими коллективами.

После разделения Троицкий таможенный пост возглавил Баранов Виктор Владимирович, который сумел организовать бесперебойность процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров различных групп ТНВЭД в круглосуточном режиме, обеспечить подготовку должностных лиц, сделав из них специалистов высокого уровня – профессионалов своего дела.

С октября 2007 года и по настоящее время таможенным постом руководит полковник таможенной службы Жеребцов Валерий Анатольевич. Под его управлением для Троицкого поста приоритетными направлениями стало создание условий, способствующих ускорению товарооборота, применение возможностей современных и перспективных технологий в процессе осуществления таможенных операций и таможенного контроля, привлечение новых участников внешнеэкономической деятельности, максимальное использование имеющегося у таможенного поста кадрового потенциала.

В настоящее время регион деятельности таможенного поста охватывает шесть муниципальных районов Челябинской области: Еманжелинский, Октябрьский, Пластовский, Троицкий, Увельский и Чесменский, а также города областного подчинения Пласт, Троицк и Южноуральск. Площадь региона деятельности поста около 15,82 тыс. кв.км..

Времена мытарей и целовальников XVII века ушли в прошлое. Сейчас таможенным постом применяются современные информационные технологии, обеспечивается реализация максимально возможного использования предварительной информации и электронного декларирования, которые нацелены на ускорение и упрощение процесса совершения таможенных операций. Так, в настоящее время доля деклараций на товары подаваемых с использованием сетей Интернет в общем объеме декларирования составляет 99,5 %.

В 2012 году при декларировании товаров участниками внешнеэкономической деятельности на Троицком таможенном посту перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 696 миллионов рублей.

Хотелось бы отметить тот факт, что коллектив Троицкого таможенного поста в 2008 и 2009 годах признан Лучшим коллективом Уральского таможенного управления среди внутренних таможенных постов.

По итогам 2009 года Федеральной таможенной службой Троицкий пост признан «Лучшим коллективом внутреннего таможенного поста России».

11 сентября 2012 года Троицкий таможенный пост отметил 20-летний юбилей, который является хорошим поводом оценить и понять, что достигнуто за прошедшие годы, и что представляет из себя Троицкий таможенный пост на современном этапе развития таможенной службы, который характеризуется существованием в условиях функционирования Таможенного союза, формированием Единого экономического пространства и вступлением России во Всемирную торговую организацию. Однако, не смотря на все эти изменения, для Троицкого поста главным было, есть и останется – защита экономических интересов Российской Федерации.